Логопедическая служба школы

В настоящее время школьная логопедическая служба стала неотъемлемой частью образовательного учреждения, так как количество детей с различными видами речевых нарушений не только не уменьшается, но имеет тенденцию роста. Многие речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием для успешного усвоения программного материала по чтению и русскому языку, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Как реакция на дефект могут изменяться черты характера ребенка — появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики. Поэтому очень важно своевременно и планомерно вести коррекционную работу по преодолению и предупреждению речевых расстройств среди учащихся начальных классов.
Направления работы логопедической службы:
- Развитие фонематических процессов, артикуляционной моторики, речевого дыхания.
- Формирование звукового анализа и синтеза.
- Постановка и автоматизация дефектных звуков.
- Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи.
- Формирование связной речи и навыков построения связного высказывания.
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
- Коррекция элементов учебной деятельности.
- Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
- Развитие пространственных, временных и социально-бытовых представлений.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
Цель работы логопедического пункта:
Своевременное выявление и преодоление расстройств устной и письменной речи учащихся.
Основными задачами логопедического пункта являются:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся
Деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе имеет свою специфику, а сама коррекционная работа тесно связана с процессом обучения. Логопед не дублер учителя и не репетитор, выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, он создает платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил. Логопедическая работа – это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному овладению учебными навыками учащимися с различными речевыми нарушениями. Именно это и делает работу школьного логопеда актуальной и востребованной.
В нашей школе дети получают следующую логопедическую помощь:
- Обследование звукопроизношения, грамматического строя речи, словарного запаса, устной и письменной речи;
- Проводится работа по коррекции звукопроизношения, развитию словарного запаса, формированию лексико-грамматического строя речи, совершенствованию связной речи;
- Проводятся индивидуальные и фронтальные занятия по предупреждению и коррекции дисграфии и дислексии с учащимися начальных классов.
Этапы работы:
I этап – диагностический (1 сентября – 15 сентября)
Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю – логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта.
ЗАДАЧИ:
- выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;
- определение структуры речевого дефекта;
- формулировка речевого диагноза;
- планирование коррекционной работы на основе диагностических данных (учёт программных требований по русскому языку)
Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.
По результатам обследования комплектуются группы с учётом индивидуальных особенностей детей, их психофизического состояния. Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения, его значение для успеваемости и общения ребенка.
II этап – коррекционный (15 сентября – 15 мая)
ЗАДАЧИ:
- устранение речевых нарушений;
- развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребёнок мог бы успешно обучаться.
Длительность данного этапа коррекционного обучения каждого конкретного ребёнка определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ:
- формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко– слоговой структуры;
- развитие навыков звуко–слогового анализа и синтеза;
- формирование лексико-грамматического строя речи;
- совершенствование связной речи;
- предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.
III этап – оценочный (15 мая – 31 мая)
ЗАДАЧИ:
- проведение анализа коррекционной и учебно–воспитательной работы;
- выводы и рекомендации на основе анализа;
- определение перспективы дальнейшей работы.