Логопедическая служба школы

В настоящее время школьная логопедическая служба стала неотъемлемой частью образовательного учреждения, так как количество детей с различными видами речевых нарушений не только  не уменьшается, но  имеет тенденцию роста. Многие речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием для успешного усвоения программного материала по чтению и русскому языку, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Как реакция на дефект могут изменяться черты характера ребенка — появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики. Поэтому очень важно своевременно и планомерно вести коррекционную работу по  преодолению и предупреждению речевых расстройств  среди учащихся начальных классов.

 

Направления работы логопедической службы:

  1. Развитие фонематических процессов, артикуляционной моторики, речевого дыхания.
  2. Формирование звукового анализа и синтеза.
  3. Постановка и автоматизация дефектных звуков.
  4. Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи.
  5. Формирование связной речи и навыков построения связного высказывания.
  6. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
  7. Коррекция элементов учебной деятельности.
  8. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
  9. Развитие пространственных, временных и социально-бытовых представлений.
  10. Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

Цель работы логопедического пункта:

Своевременное выявление и преодоление расстройств устной и письменной речи учащихся.

Основными задачами логопедического пункта являются:

  • коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся

 

Деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе имеет свою специфику, а сама коррекционная работа тесно связана с процессом обучения. Логопед не дублер учителя и не репетитор, выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, он создает платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил. Логопедическая работа – это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному овладению учебными навыками  учащимися с различными речевыми нарушениями. Именно это и делает работу школьного логопеда актуальной и востребованной.

В нашей школе дети получают следующую логопедическую помощь:

  • Обследование звукопроизношения, грамматического строя речи, словарного запаса, устной и письменной речи;
  • Проводится работа по коррекции звукопроизношения, развитию словарного запаса, формированию лексико-грамматического строя речи, совершенствованию связной речи;
  • Проводятся индивидуальные и фронтальные занятия по предупреждению и коррекции дисграфии и дислексии с учащимися начальных классов.

Этапы работы:

I этап – диагностический (1 сентября – 15 сентября)

Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю – логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта.

ЗАДАЧИ:

  • выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;
  • определение структуры речевого дефекта;
  • формулировка речевого диагноза;
  • планирование коррекционной работы на основе диагностических данных (учёт программных требований по русскому языку)

Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.

По результатам обследования комплектуются группы с учётом индивидуальных особенностей детей, их психофизического состояния. Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения, его значение для успеваемости и общения ребенка.

 

II этап – коррекционный (15 сентября – 15 мая)

ЗАДАЧИ:

  • устранение речевых нарушений;
  • развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребёнок мог бы успешно обучаться.

Длительность данного этапа коррекционного обучения каждого конкретного ребёнка определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ:

  • формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко– слоговой структуры;
  • развитие навыков звуко–слогового анализа и синтеза;
  • формирование лексико-грамматического строя речи;
  • совершенствование связной речи;
  • предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.

 

 III этап – оценочный (15 мая – 31 мая)                        

ЗАДАЧИ:

  • проведение анализа коррекционной и учебно–воспитательной работы;
  • выводы и рекомендации на основе анализа;
  • определение перспективы дальнейшей работы.